Команде ваших маркетологов не упадет на голову яблоко, как это произошло в истории с Ньютоном. Вместо этого вам придется провести мозговой штурм. Повсеместное употребление этого термина может привести к предположению, что это легкое упражнение. Не обманывайтесь.

Может, вам нужны новые способы продвижения через соцсети. Или имя героя рекламного ролика. Неважно, какая задача стоит перед вами - командная работа сможет решить любую проблему. Если делать все правильно, мозговой штурм станет продуктивным и веселым инструментом. Не будете следовать правилам – лишь потеряете время.

Чтобы поднять рабочие собрания на новый уровень, используйте эти семь методов проведения мозгового штурма.

Краткий обзор термина.

Процесс мозгового штурма был популяризирован в 1950-х годах Алексом Осборном, руководителем отдела рекламы в BBDO.

Разочарованный неспособностью своих сотрудников придумать хорошие маркетинговые идеи самостоятельно, Осборн начал экспериментировать с различными совместными упражнениями.

В конце концов он остановился на модели, основанной на четырех простых принципах:

  • Выскажите как можно больше идей. Ваша цель – количество, а не качество.
  • Никакой критики до завершения упражнения. Людей будет сдерживать возможная негативная оценка идеи.
  • Поощряйте нестандартные пути решения проблемы. Хоть дикие идеи могут быть и неосуществимы, они помогают направить разговор в нужном направлении и вдохновляют.
  • Объединяйте идеи. Поощрение совместной работы повышает моральный дух команды.     

 

Осборн разработал свою модель мозгового штурма для решения простых задач – придумать название кампании, создать слоган, определить эмоциональный тон и тому подобное. Более сложные проекты, которые требуют глубокого критического мышления или анализа, этому методу не поддаются.

Короче говоря, о методе мозгового штурма Осборна вы можете думать как о дружеском разговоре: участники не боятся осуждения и выкладывают все идеи, что приходят на ум.

7 основных методов мозгового штурма.

Независимо от того, какие цели вы преследуете, не ожидайте, что упражнение пройдет без сучка и задоринки – это процесс проб и ошибок. Кроме того, не существует никакого универсального метода мозгового штурма для любой компании людей. Каждая команда может проявить себя с уникальной стороны.

Смешивайте и сочетайте эти методы, и в итоге вы найдете идеальный коктейль для мозгового штурма.

1. Индивидуальные наработки.

По словам Арт-Маркмана, профессора психологии и маркетинга в UT Austin, потенциальным последствием мозгового штурма является конвергентное мышление: идеи отдельных людей становятся все более похожими в ходе мозгового штурма.

Маркман предлагает дать людям время подумать до мозгового штурма. Таким образом, у каждого есть возможность направить свой мыслительный процесс в уникальном направлении. Комната, заполненная уверенными в себе людьми с несколько иными взглядами на вопрос, обладает огромным потенциалом.

2. Соберите команду людей, которые действительно знают друг друга.

Еще в 2015 году исследователи из Фонда творческого образования обнаружили, что мозговой штурм гораздо более эффективен, когда участники знакомы друг с другом. То же самое нам говорит Осборн.

Многие исследования утверждают, что корень неудач мозговых штурмов незнакомых людей не в нарушении правила Осборна. Все гораздо проще: участники не чувствуют себя комфортно в компании незнакомых людей, следовательно, не могут проявить свои таланты в полную силу.

Для достижения наилучших результатов соберите группу сотрудников, которые не только работают вместе, но еще и делают это с удовольствием.

3. Задавайте вопросы.

Иногда ваш мозговой штурм заходит в тупик. Умные и сплоченные участники просто теряют вдохновение.

Столкнувшись с этой проблемой со своими студентами MBA, Хэл Грегерсен, старший преподаватель Слоунской школы менеджмента Массачусетского технологического института, пошел ва-банк: он попросил своих учеников озвучивать не решения проблемы, а задавать новые вопросы по задач, вбрасывать новые темы для обсуждения.

И это сработало! В тот же миг аудитория преобразилась, студенты оживились, и мозговой штурм загорелся ярче прежнего. Вскоре упражнение достигло пика своей производительности.

Успех эксперимента побудил Грегерсена разработать свою модель мозгового штурма, и в основе этого лежит следующее: когда все сидят без дела и ждут чуда, они все больше разочаровываются. И в минуту, когда начинают звучать новые вопросы, которые помогают посмотреть на задачу под другим углом, у участников сессии вновь появляется уверенность в своих силах, контроль над положением возвращается, и упражнение дальше идет как по маслу.

4. Не забывайте о рефлексии.

Помните: цель мозгового штурма - генерировать как можно больше идей в рамках временных ограничений. Во время сессии не должно быть никаких дискуссий или критики.

Преимущество этого упражнения заключается в активном вовлечении членов команды. Недостаток кроется в отсутствии времени на реализацию отдельных идей.

Поэтому после мозгового штурма необходимо обдумать все идеи, и превратить некоторые наброски в шедевры.

Есть два способа сделать это: направить внимание или поддержать обсуждение.

Механика первого способа заключается в том, чтобы собрать всех участников мозгового штурма и направить их внимание на конкретную задачу и поиски ее решения – одной идеей или объединением нескольких. При таком обсуждении лидер контролирует течение разговора группы.

Второй способ – поддержка дискуссии – менее структурирован. По сути, все участники садятся со списком результатов мозгового штурма и обсуждают их дальше. Команда совместно решает, какая идея пойдет в дальнейшую разработку, а какая отложена в долгий ящик, или даже брошена в мусорный бак.

Направление внимания команды помогает каждому участнику упражнения обрабатывать информацию на более глубоком уровне, в то время как поддержание обсуждения способствует прояснению и обобщению конкретных идей.

Выбирайте любой способ, главное – закрепите результат мозгового штурма.

5. Различайте выполнимое и нестандартное.

Как и в случае любых командных действий, важно четко определить цели вашего мозгового штурма. Вы ищете идеи, которые могут быть легко реализованы в вашей текущей маркетинговой схеме, или вы ищете какой-то действительно нестандартный материал? Это решение является довольно серьезным.

Почему?

Потому что когда людям поручают выбрать самую осуществимую и самую оригинальную концепцию, в первом случае они выбирают идею, которая была озвучена одной из первых. А при выборе самой нестандартной концепции большинство голосует за идею, сгенерированную в самом конце сессии.

Другими словами, чем дольше длится мозговой штурм, тем необычнее и неосуществимее идеи. Если вы ищете что-то соответствующее вашей текущей деятельности – мозговой штурм должен быть коротким. А если вам нужно что-то крайне необычное, вы должны стремиться к относительно долгому мозговому штурму.

Это очень важно. Без четкой цели вы можете тратить время и энергию на идеи, которые совершенно не соответствуют тому, чего вы пытаетесь достичь.

6. Смените обстановку.

Одной из ключевых идей Осборна было то, что робость и страх являются худшими врагами лидера мозгового штурма. Вот почему вы должны воздерживаться от критики, верно?

Что ж, даже когда все паззлы сошлись, правила Осборна соблюдены, некоторые коллеги все также могут не решаться присоединиться к обсуждению. И в этом может быть виноват не кто иной, как ваш конференц-зал.

Работа с одними и теми же людьми в одной и той же обстановке приводит к застоям. Вы ведь не раз слышали про выход из зоны комфорта?

Свежая среда может дать вашим подчиненным свежий импульс, который просто необходим для разработки действительно убийственной идеи.

Может, недалеко от вашего офиса есть веселый ресторан? Проведите мозговой штурм за обедом! Или ваши коллеги любят вечеринки? Закончите работу всей командой пораньше и посидите за коктейлем, попутно выдвигая новые идеи решения рабочей задачи. Поверьте, вам не придется долго думать над свежей идеей – смена обстановки может творить чудеса!

7. Пригласите гостей.

Если новая обстановка может привести к ускоренному мозгового штурму, логично предположить, что и запуск свежих персонажей может благоприятно повлиять на исход упражнения. Но в методе Осборна есть правило, которое противоречит этой идее. Что же делать?

С одной стороны, вы не хотите, чтобы идеи всех людей сливались, потому что это сближение сужает эффективность сеанса. С другой стороны – откуда в стоячей воде появиться свежей идее?

Наш ответ – просто попробуйте. Пригласите своих коллег из других подразделений. Вполне вероятно, что опыт отдела продаж, знания ребят из поддержки клиентов или мысли разработчиков породят уникальные точки зрения, которые выведут ваш мозговой штурм на новый уровень.

Подытожим.

Должно быть, к этому моменту вы уже выявили залог успеха любого мозгового штурма. Стимуляция. Ключ к стимуляции – изменения. Подумайте над этим.

Вы можете использовать все упомянутые выше способы, можете их как угодно смешивать или изменять. Уверены, за час вы сможете придумать еще десяток способов нарушить рутину обычного обсуждения, раскачать болото так, чтобы на дне блеснула та самая идея на миллион.

А если столкнулись с проблемой рутины, вы всегда можете собрать мозговой штурм, чтобы обдумать новые способы проведения мозговых штурмов. Возможности безграничны!

Автор:
По материалам: https://www.wordstream.com/blog/ws/2019/01/03/brainstorming-techniques
Дата публикации: